Ибо заповеди: не прелюбодействуй,
не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй,
не пожелай чужого и все другие
заключаются в сем слове:
люби ближнего твоего, как самого себя.
Послание к Римлянам 13:9
- Ну, а если бы ты нашла что-нибудь на улице, чтобы ты сделала? Подняла бы его? – вопрос был задан немного лукавый, провокационный. Подоплекой его служило то, что разговор у нас шел о чистоте хождения перед Господом, о заповедях, данных нам для жизни.
- Признаюсь честно – не знаю. Не знаю, как бы поступила. Смотря что. Варежку подняла бы и положила на видное место. Кольцо или какую-то ценную побрякушку не стала бы поднимать.
- Ну а, кошелек, например?
- Знаешь, не довелось мне находить кошельки. Ни разу не попадались. Поэтому даже не знаю, как поступила бы. Но, знаешь, расскажу тебе один случай. Из жизни. Мы очень бедно жили. Большая семья. Выручала очень нас корова. Да и куда без неё в деревне? Вот как-то мама рано утром пошла её выгонять на пастбище. Мимо, почти бегом, торопясь на автобус, спешил какой-то мужчина. И уронил кошелек. Мама пыталась его окликнуть, но он так спешил, что зова не услышал. Мама оставила корову и хоть была в преклонных годах, с больными от варикоза ногами, поспешила к автобусной станции. Там, у кассы и стоял тот мужчина и, судорожно перебирая бумаги в портфеле и карманах, разыскивал свой кошелек.
Мама протянула ему кошелек, а он в недоумении стоял и смотрел на немолодую женщину. Опомнившись, хотел отблагодарить её деньгами, но мама восприняла это по-иному: « Даже не думайте об этом. Я не ради денег это сделала».
И, повернувшись, ушла. Гордость ли это была? Нет. Не думаю. Но достоинство было.
Я тогда совсем малолеткой была. И что такое, когда в доме нет денег, прекрасно понимала. Когда мама рассказывала это отцу, не хвалясь этим, а просто, потому что у них всегда были теплые доверительные отношения, помню, что в своем воображении я рисовала, сколько же денег было в кошельке. Это первое что пришло на ум. Но потом осудила сама себя, и стало стыдно за желание воспользоваться, даже мысленно, чужим. Так воспитывали нас родители. Не постоянными назиданиями и нравоучениями. А просто своим добрым примером. Не желай чужого. Делай добро и не жди благодарности. Поступай честно, чтобы не стыдно было перед собственной совестью за неправедные поступки.
Светлана Поталова,
Россия
Буду очень признательна за конструктивную критику. На оскорбления не отвечаю. Не переживайте, обидеть меня очень трудно. В пустую словесную перепалку не вступаю.
Злословие, сарказм, колкости в адрес друг друга буду удалять.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Публицистика : Феноменология смеха - 2 - Михаил Пушкарский Надеюсь, что удалось достичь четкости формулировок, психологической ясности и содержательности.
В комментарии хотелось бы поделиться мыслью, которая пришла автору вдогонку, как бонус за энтузиазм.
\\\"Относительно «интеллектуального» юмора, чудачество может быть смешным лишь через инстинкт и эмоцию игрового поведения.
Но… поскольку в человеческом обществе игровое поведение – это признак цивилизации и культуры, это нормальный и необходимый жизненный (психический) тонус человека, то здесь очень важно отметить, что «игра» (эмоция игрового поведения) всегда обуславливает юмористическое восприятие, каким бы интеллектуальным и тонким оно не было. Разве что, чувство (и сам инстинкт игрового поведения) здесь находится под управлением разума, но при любой возможности явить шутку, игровое поведение растормаживается и наполняет чувство настолько, насколько юмористическая ситуация это позволяет. И это одна из главных причин, без которой объяснение юмористического феномена будет по праву оставлять ощущение неполноты.
Более того, можно добавить, что присущее «вольное чудачество» примитивного игрового поведения здесь «интеллектуализируется» в гротескную импровизацию, но также, в адекватном отношении «игры» и «разума». Например, герой одного фильма возвратился с войны и встретился с товарищем. Они, радуясь друг другу, беседуют и шутят.
– Джек! - спрашивает товарищ – ты где потерял ногу?
- Да вот – тот отвечает – утром проснулся, а её уже нет.
В данном диалоге нет умного, тонкого или искрометного юмора. Но он здесь и не обязателен. Здесь атмосфера радости встречи, где главным является духовное переживание и побочно ненавязчивое игровое поведение. А также, нежелание отвечать на данный вопрос культурно парирует его в юморе. И то, что может восприниматься нелепо и абсурдно при серьёзном отношении, будет адекватно (и даже интересно) при игровом (гротеск - это интеллектуальное чудачество)\\\".